264 Views

Последняя выставка Shamil Sultanov, “Колосс Парадокса”, — это мастерское продолжение исследований русского художника, проживающего в Лондоне, на пересечении классических художественных форм и современной культуры. Выставка, которая проходит в  НИИ Паразит, Лондон, уже произвела фурор в арт-сообществе, отражая уникальную способность Султанова переплетать старое и новое, создавая работы, которые одновременно интеллектуально стимулирующие и визуально впечатляющие.

Султанов, который отточил свое мастерство в Государственной художественно-промышленной академии имени А.Л. Штиглица в Санкт-Петербурге, хорошо знаком с сочетанием традиционных техник и современных тем. Его обучение на факультете монументального и декоративного искусства, а также глубокое понимание нюансов классической скульптуры проявляются в каждой его работе. Однако именно его смелое использование поп-культуры и современных материалов выделяет его работы, принося ему такие награды, как премия Jeune Vague в 2023 году и премия Neatechni в 2020 году.

Во время пресс-просмотра “Колосса Парадокса” Султанов поделился историей, которая дала представление о его творческом процессе. Он рассказал о визите на блошиный рынок в Лондоне, где он наткнулся на коллекцию винтажных сувениров с изображением Микки Мауса. “Меня поразило, как эти предметы, когда-то символы детской радости, стали реликвиями ушедшей эпохи,” — объяснил он. “Это заставило меня задуматься о мимолетности культурных икон и о том, как они отражают мимолетность человеческой жизни.” Этот случайный эпизод стал источником вдохновения для одной из самых обсуждаемых работ выставки “Падший Титан”, которая сочетает бюст героя греко-римской мифологии с узнаваемым силуэтом Микки Мауса.

Выставка наполнена аналогичными сопоставлениями, которые бросают вызов восприятию зрителями времени, культуры и идентичности. Одна особенно впечатляющая работа, “Вечное сияние одноразового разума”, включает серию классических бюстов, созданных из биоразлагаемых материалов. Эти скульптуры, которые медленно разрушаются в течение выставки, служат трогательным комментарием к эфемерности человеческой памяти и мимолетности славы.

Работы Султанова всегда были глубоко личными, часто отражая его переживания и наблюдения за окружающим миром. Это особенно проявилось в его персональной выставке 2022 года “Из этой печи сомнений, чтобы выковать зеркало новых людей”, которая проходила в галерее Atticus Arts в Бате, Великобритания. Шоу, посвященное сложностям современной мужественности и давлениям, связанным с жизнью в современном мире, было как критически, так и коммерчески успешным, укрепив репутацию Султанова как одного из самых провокационных художников своего поколения.

Путь к “Колоссу Парадокса” не был без трудностей. Султанов столкнулся с серьезными препятствиями при подготовке к выставке, от поиска редких материалов до логистических сложностей с транспортировкой крупногабаритных работ через международные границы. Особенно нервный момент произошел всего за несколько дней до открытия, когда работа под названием “Вес традиции”, монументальная скульптура, включающая мраморный бюст, балансирующий на груде пластикового мусора, была повреждена во время транспортировки. “Это была катастрофа,” — вспоминал Султанов с горькой улыбкой. “Но в каком-то смысле это еще больше подчеркнуло смысл работы — хрупкость традиции перед неумолимым ходом современности.”

Несмотря на эти неудачи, настойчивость Султанова окупилась. Ночь открытия оказалась триумфальной, с коллекционерами, критиками и коллегами-художниками, стекающимися в галерею, чтобы увидеть его последние творения. Среди присутствующих был бывший профессор из академии Штиглица, который отметил эволюцию Султанова как художника. “Шамиль всегда обладал замечательной способностью видеть за пределами очевидного,” — сказал он. “Но то, что мы видим сейчас, — это зрелость его творчества — уверенность в том, чтобы сталкиваться с трудными истинами и представлять их таким образом, который одновременно доступен и глубоко трогает.”

Помимо своих персональных выставок, Султанов также внес значительный вклад в коллективные выставки, особенно в своей родной России. Его участие в таких выставках, как “Пять искушений Иоганна Фауста” в Шереметевском дворце в Санкт-Петербурге и “Состояние внутренней бороды” в Kunsthalle Number Seven продемонстрировали его способность взаимодействовать с сложными, зачастую философскими темами через скульптурное искусство. Эти опыты, несомненно, повлияли на его подход к искусству, дав ему инструменты для создания нарративов, которые находят отклик на глобальном уровне.

“Колосс Парадокса” — это не просто демонстрация художественного мастерства; это свидетельство способности Султанова провоцировать мысли и диалог через свои работы. Когда я проходил по галерее, меня поразило разнообразие аудитории — студенты искусства, рисующие в своих блокнотах, опытные коллекционеры, обсуждающие возможные приобретения, и случайные посетители, просто наслаждающиеся визуальным зрелищем. Именно эта широкая привлекательность говорит об универсальности тем Султанова, которые, несмотря на свою глубокую интеллектуальную основу, представлены так, что они увлекательны и понятны для всех.

В конечном итоге, последняя выставка Султанова — это триумф, напоминание о том, что искусство может быть одновременно зеркалом и молотом, отражая общество, а также формируя его. “Колосс Парадокса” бросает нам вызов столкнуться с противоречиями в нашей собственной жизни и найти красоту в парадоксах, которые определяют человеческое существование. Пока выставка продолжает привлекать толпы, становится ясно, что Шамиль Султанов — это не просто художник нашего времени, но и провидец, который будет продолжать формировать будущее современного искусства.

Марина Трубецкая, известный исследователь и культуролог, посвятила свою научную деятельность изучению взаимодействия литературы и современного искусства. Автор около 100 статей, опубликованных в отечественных и зарубежных научных сборниках и энциклопедиях. Стипендиат Немецкого общества научных обменов (DAAD, 1994) и Американского совета научных обществ (ACLS, 2002), приглашенный лектор Санкт-Петербургской государственной консерватории. В настоящее время работает над докторской диссертацией, посвященной влиянию литературных текстов на развитие современных художественных форм. Старший научный сотрудник сектора литературы и искусства Российского института истории искусств.

Редакционные материалы

album-art

Стихи и музыка
00:00