121 Views

Московское издательство «Литкон-Пресс» пока ещё не очень известно в сфере сетевой литературы. По большому счёту, самой его шумной акцией стало новогоднее предложение для малообеспеченных поэтов издать свою книгу за 3000 рублей. Однако, из-за того, что сетературное сообщество не было психологически готово к такой идее, воспользовались акцией всего несколько человек, после чего грянуло повышение цен на полиграфию, и теперь с таким предложением уже однозначно не выступит не только «Литкон», но и никто вообще.

В чём проблема? Всё в том же: большинство поэтов интернета просто не владеют ситуацией в мире литературы, предпочитая жить в мире фантазий — очень уютном, но далёком от реальности. Одни из них считают, что издательство само их заметит, после чего на блюдечке с голубой каёмочкой принесёт авторский договор, по которому они опубликуют кучу книжек, заработают свой первый миллион и войдут в сокровищницу мировой литературы. Другие, наоборот, считая себя не готовыми к конкурентной борьбе за место под солнцем, пытаются совершенствовать своё творчество, на деле всё глубже и глубже увязая во внутрисайтовских интригах, не имеющих отношения к литературе.

Какой же мы имеем результат? Сетевая литература на бумаге практически ничем не представлена. Не считая журнала «Сетевая поэзия», представляющего интересы нескольких крупных интернет-ресурсов, и альманаха «Точка Зрения», являющегося, в своём роде, клубным изданием, периодических изданий, посвящённых сетевой литературе, не существует, а мода на альманахи сетевой прозы, осталась вместе с именами их авторов в 90-х годах.

Вы спросите: сетевая литература не печатается, потому что не пользуется спросом? Издательство «Литкон» — это именно та организация, которая работает с людьми дела для того, чтобы наши потомки сказали: да, сетевая литература начала двадцать первого века — это было то, что определило облик нашей культуры.

Сейчас, когда полным ходом идёт подготовка к новому проекту издательства «Литкон» — «Антологии сетевой литературы», необходимо собрать все креативные силы интернета воедино. Этот проект касается не одного-двух-трёх-десятка сайтов (являющихся всё-таки, что бы кто ни говорил, всего лишь посредниками между автором и читателем), а нескольких сотен авторов, каждый из которых имеет свой уникальный поэтический почерк и художественную философию. Тогда «Антология» останется в российских библиотеках и частных собраниях. А значит — сделает своё дело.

В связи с этим, конечно, возникает масса вопросов. Если «Точка Зрения» — давно существующий и хорошо раскрученный ресурс, то об издательстве «Литкон» этого сказать нельзя. Чтобы удовлетворить любопытство читателей, мы задали ряд вопросов лично директору издательства Олегу Фирсову.

Олег, каким образом появилось твоё издательство, и каким образом к нему относится сетевая литература?

Олег Фирсов: История «Литкона» берет свое начало в 1994 году, когда студентами первого курса Строительного факультета Московского государственного университета природообустройства (МГУП) было организовано неформальное литературное объединение «Новое слово». Эти студенты — Алексей Самойлов и ваш покорный слуга, два 17-летних тогда автора, которые считали себя поэтами, оказавшиеся в одной группе. Кроме того, в существовании «Нового слова» важную роль сыграл Роман Разлогов (мой сосед по московскому району Свиблово) — он никогда не писал стихов, но всегда был удивительным генератором идей. В 1994 году он торговал книгами на станции метро Новослободская. В течение 1994-2002 годов участниками «Нового слова» было издано около двух десятков сборников произведений современной русской поэзии. Сперва эти проекты реализовывались на частные средства авторов, а с 2000 года производственной базой «Нового слова» стало ярославское издательство «ЛАД». ЛАД — это Лаптев Алексей Дмитриевич — ярчайший поэт, музыкант и один из людей, стоявших у истоков сайта Стихи.Ру. Именно в чате «стихиры» и произошло «историческое знакомство». Дело в том, что в 2000 году Стихи.ру представляли собой ресурс, от которого просто невозможно было оторваться — там общались яркие и талантливые люди, рождались творческие и деловые партнерства, и там было не так много народу. И «ЛАД» со своей программой «Библиотечка сайта Стихи.Ру» оказался тогда очень своевременным. Я был одним из авторов, которые воспользовались возможностью издать книжку за 2000 рублей. Кроме меня, рядового, в общем, автора, в этой серии были изданы книжки Дмитрия Л., Виктора Ганча, Светланы Бодруновой, Геннадия Неймана; эти авторы — настоящие классики современной поэзии. Позже, серия ЛАДа кончилась, а в моей жизни возникла перспектива открытия фирмы. Какую фирму открывать, особых сомнений уже не было. В 2003 году литобъединение «Новое слово» стало основой и главной движущей силой молодого, энергичного и целеустремленного издательства «Литкон». К сожалению, само «Новое слово» больше не существует. Коммерческая деятельность не оставила времени для творчества. Зато мы издаем других поэтов… Иными словами, сетевая литература — это школа, через которую прошли основатели Литкона. И в идеале, нашей целью является возрождение атмосферы и ситуации 2000 года, когда сложились все предпосылки к тому, чтобы начался второй Серебряный век… Почему этого не произошло — отдельный вопрос.

Почему ты считаешь, что поэт непременно должен быть опубликован именно на бумаге? Не достаточно ли одних средств Интернета?

Олег Фирсов: Я считаю, что бумажные публикации по-прежнему незаменимы. В этом смысле я солидарен с позицией Сергея Лукьяненко. Не стоит переоценивать интернет. Сеть — это хранилище информации, набор современных и удобных сервисов, облегчающих общение, и не более. Интернет — это не среда обитания человека. Все творческое наследие какого-либо сетевого автора может быть уничтожено одним лишь сбоем на сервере хостинга — и что от этого автора останется? Или спросите любого посетителя книжного магазина, кого из сетевых авторов он знает — угадаю, даже не с трех раз, что он вам ответит…

Сравнив прайс-лист «Литкона» с прайс-листами других издательств, нетрудно убедиться, что цены издательства низки настолько, что его трудно заподозрить в достижении хоть какой-то материальной выгоды. Значит, активная деятельность в сфере сетевой литературы имеет какие-то иные, возможно, более важные цели?

Олег Фирсов: Как я уже заметил, более важная цель — второй Серебряный век русской литературы. Это программа-максимум, конечно. Программа-минимум — качественные и достойные книги современных авторов.

Каковы шансы на успех на выполнение этой программы?

Олег Фирсов: Программа-минимум уже реализуется. Программа-максимум зависит не только от нас. С этой точки зрения, сколько бы непоследовательно это не звучало, нам не обойтись без интернета. В этом смысле сеть — незаменимое средство коммуникации. Если до рядового читателя имена современных авторов можно донести лишь посредством книги, то создать среду общения между самими авторами наиболее эффективным способом можно именно в интернете. Успех серии издательского дома ЛАД обусловлен именно тем, что предложение было опубликовано на сайте Стихи.Ру. Стихира была в тот момент не столько невообразимой свалкой продуктов эпистолярного жанра, сколько интерактивным литературным журналом, где авторы имели возможность опубликоваться, обсудить произведения, пообщаться друг с другом, назначить встречи в реальных человеческих условиях. При личных встречах авторы обменивались своими сборниками – это были своего рода визитные карточки. Сегодня, собственно говоря, я могу вспомнить именно тех, чьи книжки у меня остались… Также, к сожалению, серия ЛАДа, также как и периодические сборники Игоря Сазонова, которые издавались по результатам конкурса НЛС, не дошли до читателя, как такового. Все книжки осели в библиотеках авторов той же НЛС. Именно это упущение мы учитываем, планируя реализацию своих сборников. Что же касается сегодняшнего положения на ресурсах НЛС и им подобным, то на мой взгляд речи о творческой атмосфере там уже не идет. Стихи.ру превратились в обыкновенную свалку текстов. «Термитник поэзии» превратился в некую закрытую «секту». Иные ресурсы выбрали генеральной линией коммерцеализацию — в этом случае о творческой среде тоже говорить не приходится. А на корпоративных сайтах литературных объединений типа «Рука Москвы» и «Пиитер» существует определенная корпоративная же цензура, поэтому творческой атмосферы там быть не может по причине отсутствия плюрализма. Но, если для формализованных ЛИТО это простительно и даже нормально, то для сайта, заявляющего о возможности свободной публикации произведений любыми авторами, подковерная цензура — это показатель глубокой коррозии. Если говорить о стратегическом партнерстве, то сегодня мы возлагаем большие надежды на «Точку зрения». Я считаю, что из современных интерактивных литературных интернет-журналов именно ТЗ способна стать продолжательницей лучших традиций и атмосферы «стихиры» 2000 года.

Чем на твой взгляд «Точка Зрения» так выгодно отличается от других сайтов (два слова)

Олег Фирсов: «Точка Зрения» — это разумный баланс между журналом со свободной публикацией и виртуальным представительством формализованного литературного объединения. Поэтому ей не грозит «замусоривание» графоманскими «потоками сознания» — с одной стороны. В то же время, «Точка Зрения» достаточно демократична — там уютно чувствуют себя самые разные в стилистическом плане авторы. Кроме того, на ТЗ уже сейчас сформирована великолепная коллекция произведений современной русскоязычной литературы — именно эти произведения необходимо публиковать и активно продвигать на книжном рынке. Именно для целей сотрудничества издательства «Литкон-Пресс» и электронного журнала «Точка зрения» сейчас разрабатываются несколько издательских проектов, о которых общественность, думаю, узнает в ближайшее время.

В чём заключается проект «Антологии сетевой литературы»?

Олег Фирсов: Стратегическая цель «Антологии» совпадает со стратегическими целями издательства. Тактическая — собрать сборник, который не стыдно показать заинтересованным лицам (в случае успеха мы планируем привлечь в проект «Антологии» инвестиции). Организовано всё будет следующим образом: с 1 марта начнётся подача работ для участия в конкурсе на участие в Антологии (оценивать работы будет редакция «Точки Зрения», профессионально организовавшая уже не один подобный конкурс). Если работа будет принята к участию, автору надо будет сдать организационный взнос в размере 500 рублей. После выпуска «Антологии» автор получит на эти деньги соответствующее количество экземпляров.

Каким образом будет освещаться ход проекта?

Олег Фирсов: В течении всего конкурса мы будем работать в плотном контакте со средствами массовой информации — в первую очередь, оффлайновыми: радио и телевиденьем. Кроме того, мы приглашаем к сотрудничеству и серьёзные интернет-проекты (в числе главных партнёров мы рассматриваем, в первую очередь, уже зарекомендовавшие себя литературные проекты — такие, как, например, «Сетевая Словесность»).

Наш технический аккаунт на сайте.

Редакционные материалы

album-art

Стихи и музыка
00:00