258 Views

Весна 2022-го

Весна, как всё в природе, разнолика:
ещё на днях в Иерусалиме снег
вдруг остудил наш двадцать первый век –
бесчинств людских бесспорная улика;

сегодня ж солнца малая толика
уже с утра коснулась спящих век,
и нет вокруг ни альф и ни омег, –
есть только разум, сбитый с панталыка.

То снег, то дождь, то солнца через край –
весна, как Дантов Ад и Дантов Рай,
накрыла всех: и верных, и неверных.

И нет спасенья тем, и нет другим,
и веры нет намереньям благим,
но лишь одно презренье легковерным.

18.03.2022

Пливе́ кача

На востоке встаёт заря,
Гей, пливе́ по тисині кача, –
эту песню поют не плача…
Не читайте мне «Кобзаря»,

не читайте вообще стихов, –
«Медный всадник», я знаю это,
начертав всюду букву зета,
рано утром без лишних слов

вдруг «Гром-камень» покинул свой
и под яростный «Плач славянки»
роздал всем кому смог берданки, –
воевать ему не впервой…

По тисині кача пливе́, –
тишина, опустела хата.
Где вы, хлопчики-каченята?
Над тисиною, в синеве…

«Пливе кача по тисині…» – украинская траурная народная песня. Стала широко известна после её исполнения во время реквиема по погибшим участникам Евромайдана.

23.07.2022

Вернулись ангелы с войны

Вернулись ангелы с войны,
устав, домой пришли с работы, –
отмыв от крови и от пота
тела, усталостью полны,
уснули. Не нарушат сны
их сна – они пришли с войны.

Вернулись ангелы с войны,
они – бескрылая пехота,
все вместе, ангельская рота,
ни позументы, ни чины
им не нужны, во всём равны,
вернулись ангелы с войны.

Вернулись ангелы с войны,
Бог знал, война – не их забота,
он не похож на идиота,
чтоб ангелы – отцы, сыны –
отдали жизнь за полцены,
вернулись ангелы с войны.

Вернулись ангелы с войны,
устали до́ смерти, до чёрта,
болит нога, в костях ломота,
не разогнуть подчас спины,
в ушах звенит от тишины, –
вернулись ангелы с войны.

Вернулись ангелы с войны –
не все, не возвратился кто-то,
накрыла смертная дремота
кого-то, нет на них вины,
что дни их были сочтены.
Вернулись ангелы с войны…

Вернулись ангелы с войны,
но ждёт их ратная работа –
изгнать посланцев сумасброда,
тех, кто не будут прощены,
из Украины, из страны, –
вернулись ангелы с войны…

«Вернулись ангелы с войны» – начальная строка одноименного стихотворения Наума Сагаловского (2017).

16.10.2022

На яру

Что так зябко поутру
и тревожно?
Ясно даже школяру,
сколь безбожно
власть несёт не в первый раз
ахинею, –
я от этих мерзких фраз
сатанею…

На углу Никольской мент
пялит зенки:
«Прёшь куда, интеллигент,
всех вас к стенке!
Враз поедешь на восток
от Валдаю! –
что мне сто́ит, мигом срок
намотаю!»

Чуть в сторонке от толпы
старушонка –
нет, не баловень судьбы,
не иконка,
губы сжаты, взгляд суров –
исподлобья,
не из царских, знать дворов –
из подворья…
Как её ни гнули власть,
злая старость,
вохра, беды да напасть, –
не сломалась,
не согнул её Централ,
богом клятый,
рыла Беломорканал –
всё лопатой,
то Сибирь, то рудники,
каталажка,
а потом товарняки –
и отмашка…
Сам ли сдох усатый хрыч,
есть сомненье,
был слушок, мол, паралич –
от мигрени…
Спёкся, врезал дубаря –
взятки гладки,
отскрипели прохоря
по брусчатке.

«Вот тогда они меня
отпустили.
Где соседи, где родня? –
Все в могиле…
Я одна ещё жива –
закалилась,
что Москва мне, что Нева –
всюду гнилость,
не боюсь ни усачей,
ни гэбухи, –
больно много палачей
для старухи.
Эй, опричник, подходи,
страж закона!
Иль тебе не по пути?
Ночь бессонна?
Видишь, у меня листок –
белый-белый…
Где ж, соколик, твой свисток?
Что, несмелый?!»

Набежали – тут как тут –
волчьей стаей,
взяли под руки, ведут –
вертухаи.
Ей, изведавшей ГУЛАГ
с рудниками,
странно: лупят кое-как,
с матюгами,
как и всё, что эта власть,
смерды, челядь –
только гадить, портить, красть, –
могут сделать.
Вот бы всех их в Магадан
жечь валежник,
с ними – главный бандюган-
кагэбэшник, –
выслать к дьяволу, забыть
всю когорту,
навсегда унять их прыть, –
в пекло, к чёрту…

Надоел весь этот бред
сшитых наспех
торжествующих побед –
курам на смех! –
политических идей
коммунизма –
всем, кто понял, что кондей
и отчизна
на Руси давно слили́сь
монолитно…
Хоть сквозь землю провались,
им – не стыдно…

Где честной народ, а где
полицаи? –
Дружно едут в тесноте,
как в трамвае:
кто сидит, а кто стоит, –
все трясутся,
словно нищий соцкультбыт,
в мрак несутся…
Кто смелей, на всём ходу
дали дёру
и имели их в виду,
всю каморру,
всю преступную страну –
нет подлее! –
лизоблюдов, сатану
в Мавзолее…

Не к добру, ох, не к добру
сердцу тошно, –
то-то зябко поутру,
и тревожно…

30.10 – 12.11.2022

Крысолов

Вновь Гамельнский явился Крысолов –
из забытья, забвенья, из-под спуда,
среди стихов, среди забытых слов,
всплывающих как будто ниоткуда, –

в его руках не дудка, не свирель,
давно минули мрачные столетья,
о нет, он не заезжий менестрель,
проклятьями его запечатлеть я,

наверно, смог бы, но такая речь
давно уже навряд ли мне по силам,
мне не дано сердца людские жечь,
я не пророк, мир стал давно постылым…

Да, новый Крысолов уже не тот,
не с дудкой он пришёл, а с автоматом,
детей, мужей и жён – и весь народ
изводит, повинуясь бесноватым,

засевшим за Кремлёвскою стеной,
пропитанным имперским самомненьем.
А что народ? Он, как всегда, смурной,
всё стерпит с подобающим смиреньем.

И вот уже Московский Крысолов,
безумен, сер, во всём похож на крысу,
уводит всех – и мудрых, и глупцов –
в тот странный мир, куда не надо визу,

куда уходят раз и навсегда,
откуда нет и не было возврата,
где все равны, не ведая стыда,
где существует лишь одно – утрата…

Всё круче путь, всё дальше переход,
всё громче лязг железа по железу,
не дудочник – безумный кукловод
шлёт смертников на Киев, на Одессу,

и те идут, сметая всё вокруг
и не щадя ни пеших и ни конных –
своих, чужих, детей, друзей, подруг, –
где ни пройдут, разруха, грязь и стоны

безмужних и бездетных матерей –
и ненависть к безмозглому отребью…
Нет, не везло России на царей,
все в памяти останутся лишь тенью –

и нынешний, гореть ему в аду! –
под лысиной мякина да полова…
А впрочем, я имел его в виду, –
как Гамельнского, с дудкой, Крысолова!

28.11.2022

Век кровавый

Рабы рабов обрубят цепь времён,
Перекуют орала на мечи,
И этот быдловатый гегемон
Потребует от Киева ключи.

Эзоп был тоже раб, но был умён.
Когда же раб стремится в палачи –
Казнить одних, а прочих взять в полон, –
Кричи о том, но только не молчи.

Но прежде сам убей в себе раба, –
И вот ты человек, не голытьба,
Осталось только думать научиться.

Припомните «Букварь»: «МЫ НЕ РА-БЫ!»
Не вас ли всё таскают за чубы,
А век кровавый год за годом длится…

«Рабы рабов обрубят цепь времён» – строка из третьего сонета венка сонетов «Посох» Василия Бетаки (1973).

27.03.2022

На берегу

Там, где небесный край
сходится с краем морским,
слышу вороний грай, –
звукам иным вопреки

родственный тишине,
неспешному плеску волн…
С ними наедине
я не спокойствием полн –

мыслями о войне,
зверствах простых россиян,
подворотной шпане,
питерский их атаман

спит и видит во сне
себя с державой2 в руке.
Грай утих на сосне,
где-то в тиши вдалеке

небо с морем сошлись,
волны бегут на песок,
длись, ночь лунная, длись –
строчками наискосок.

«Там, где небесный край сходится с краем морским» – строки из стихотворения «Из Абхазии» Евгения Рейна (2003).

18.09.2022

Остров Россия

На полдороге
от света до темени
я не в остроге
живу – в иноземии.

Россия – остров,
где волны бескрайние,
да вой норд-остов,
да сны об Урании.

У тех, что круче,
чуток просвещённее, –
мысли дремучи,
мечты о плутонии.

Вождю не скрыться
в подземелье, в бункере,
чай, не патриций, –
сидеть на цугундере.

А что Россия?
Не быть ей империей!
Периферия…
И бог с ней, с фанаберией…

«На полдороге от света до темени» – строки из стихотворения «На полдороге» Евгения Рейна, посвященного поэту и переводчику Михаилу Синельникову. «Остров Россия» – статья философа и политолога Вадима Цымбурского (2007).

Поэт, переводчик. Окончил физико-математический факультет Петрозаводского университета, затем – институт патентоведения в Москве. Заведовал патентным отделом в Карельском филиале Академии наук. В 1991 году репатриировался в Израиль. Живёт в городе Ашдоде. В 2009 году выпустил первый сборник стихов «Ашдодский дневник». Вслед за ним вышли в свет более 15 сборников стихов и переводов с английского. Печатается в журналах Израиля и за границей. Был литературным редактором издававшегося в Ашдоде журнала «Начало».

Редакционные материалы

album-art

Стихи и музыка
00:00