83 Views

База находилась в Донецкой области, почти на границе с Россией. Шла война. В середине базы была площадка, на которой солдаты играли в футбол. А немного в стороне стояли казармы, в которых располагались армейские офисы, местное начальство и дома для военнослужащих. Здесь же были кабинеты военных следователей, где допрашивали пленных.
Вот тут-то всё и произошло. Я очень много ездил на своей полуторке и на базе бывал не часто. Мой помощник и подчинённый постоянно был со мной, как моя тень. Вот однажды он пришёл и сказал: «Тут ребята в футбол играют, давай и мы присоединимся. Пока то, да сё, часа через два поедем». Помощника звали Ванечка.
Вот этот Ванечка и принёс мне мяч, с которым мы должны были играть. Я сразу увидел что-то неладное. Это был шар, туго перепоясанный и перетянутый лентами, и Ванечка, понизив голос, тихонько сказал мне:
«Ты знаешь, мне кажется, что это чья-то голова».
«Голова?» – переспросил я.
«Да, голова».
«Что это за история»?»
«Да вот, эти уроды, – он кивнул в сторону окна, – эти уроды из ФСБ пытали пленных укров» «Вот там был один парень, лет восемнадцать, раненый, он всё время кричал: «Слава Украине!», «Слава Украине!», я даже здесь слышал, а там один урод ему башку и снёс».
Я остолбенел. Я слышал о таких делах, но сейчас я не мог прийти в себя. Голова лежала на моём столе. Я не знал, что мне делать. Ванечка тоже примолк и притих. Вот так мы сидели молча, и не знали, что делать.
– Т-а-а-а-к, – наконец-то произнёс я, – поехали Ванечка!
Я взял свой портфель и очень аккуратно и осторожно положил туда отрезанную голову. «Пошли», –сказал я своему другу.
– А с этим что будем делать? Чё?
– Чё, чё, да ничего. Что не понимаешь? Человека как-то нужно похоронить. По дороге и справим.
Мы выехали из базы, в портфеле была отрезанная голова пленного. На КПП нас никто не остановил, и мы выехали на дорогу.
Мы проехали где-то час. Я понял, что мы едем мимо местного деревенского кладбища. Я заехал и остановился на поляне, чуть в стороне от свежих могил.
– Бери лопатку, копать будем.
– А хоронить-то как?
– Да откуда же я знаю. Ты говоришь, что он украинцем был, а я татарин. Подскажи хоть что-нибудь.
– Да что я могу подсказать? Молитвы я не знаю. Яму вырою.
Вокруг никого не было. На поляне росли молодые ёлочки, видно недавно посаженные. Они как бы светились зелёным светом на солнце. Ванечка вырыл небольшую могилку, я вытащил портфель, из портфеля голову и опустил в могилку.
Я пробормотал: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, Аминь»!
Вот и всё, что я знал.
Я на ходу сбил крест и написал фломастером: «Украинская душа. 2024».
Вот и всё. А что я ещё мог написать? Я ничего не знал.
У меня было ощущение, что по щекам у меня текут слёзы. Мы так ещё долго сидели с Ванечкой в машине.

Поэт, прозаик, издатель, переводчик. Окончил факультет журналистики Львовского полиграфического института. В 1979 эмигрировал в США. Главный редактор литературного издательства «Побережье». Автор семи сборников поэзии и прозы. Печатался в антологиях, ежегодниках, журналах и альманахах России, Украины, Англии, США, Канады, Дании, Германии, Израиля, среди которых: "Строфы века-II. Мировая поэзия в русских переводах ХХ века", Москва; "Библейские мотивы в русской лирике ХХ века", Киев; "Современные русские поэты", Москва; "Антология русско-еврейской литературы двух столетий (1801-2001)", на английском языке, Лондон - Нью-Йорк; "Земляки" Москва; "A Journal of Russian Thought", Калифорния; "Российская эмиграция: прошлое и современность", изд. РАН, Москва; "Нева", Санкт-Петербург; "Петрополь" Санкт-Петербург; "Новый журнал", Нью-Йорк; "Встречи", Филадельфия; "Рубеж", Владивосток, и множества других. Издатель и составитель ряда зарубежных литературных антологий.

Редакционные материалы

album-art

Стихи и музыка
00:00