98 Views
– Алексей, когда и как возникла идея проекта?
– Мы возникли как литературное объединение в 2000 году; практически все наши участники были бывшими или действующими рок-музыкантами. Первой нашей задачей было вхождение в литературный контекст, что мы понимали как «шаг к профессионализму». Таким шагом стало создание интернет-журнала «Точка Зрения».
– Что значит «профессионализм» в понимании молодого поколения писателей?
– Во-первых, с самого начала нас мало интересовали окололитературные интриги. В самом деле, читатель хочет прочитать новые стихи, рассказы, эссе, а не следить за всеми подробностями «разборок» между писателями или внутри самой редакции, для этого достаточно «мыльных опер» на отечественном телевидении.
А во-вторых, во времена расцвета «свободной публикации» мы предложили в качестве альтернативы жесткий отбор и анализ текстов. И сами писатели, и уж тем более – читатели пресытились литературными ресурсами, на которых любой желающий может разместить свои произведения в любой момент.
Работы наших авторов прежде всего попадают в руки конкретного человека, и каждая публикация сопровождается развернутым комментарием редактора, обращающим внимание читателя на те или иные особенности предлагаемого произведения.
– Но такая позиция – жесткий отбор – не дает ли повода к появлению новых интриг, но уже среди молодых писателей? «А судьи кто?» – вам еще не задавали такого вопроса?
– Конечно, право на обиду всегда остается за автором, кто спорит. Так же как и мы не оставляем за собой право на последнее и окончательное слово. Но жестким отбором мы прежде всего отсеяли излишне тщеславных и недостаточно талантливых авторов. И, согласитесь, не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять, что перед тобой лежит заурядный текст. Так что поводов для интриг внутри самой редакции или среди наших авторов сразу стало меньше. Но дело еще и в другом.
Литература начинается не в тот момент, когда вы, автор, нажимаете кнопку «добавить произведение на сайт», а в процессе внимательного чтения вашего текста другим человеком, не на ходу, не случайно, а потому что он взял на себя эту обязанность – читать и вчитываться. Откладывать и снова перечитывать глазами других, глазами будущих читателей. Писатель не тот, кто пишет без остановки, – графоманов хватает, а тот, чьи работы читают!
Думаю, именно такой редакторской политикой мы заслужили признание со стороны таких авторитетных для нас людей, как поэты Кирилл Ковальджи, Евгений Степанов и, к сожалению, уже ушедшие из жизни литераторы Ольга Татаринова, Анатолий Кобенков и Владимир Ланцберг.
– Литературные журналы появлялись и появляются как своего рода «манифест» определенной группы единомышленников, развиваются в пространстве определенного творческого сообщества. Какие точки зрения представляет «Точка Зрения»?
– Мы и есть типичное литературное сообщество. У нас есть свои постоянно действующие «в реале» литобъединения – в Москве, Питере, Одессе, Минске, Нижнем Новгороде, Абакане, Новосибирске и других городах. В столице мы выступаем либо в созданной нами «Арбатской литературной мастерской», либо в ЦДЛ – в сотрудничестве с Союзом писателей Москвы. Мы командой представляли ресурс на Шестом и Седьмом форумах молодых писателей в Липках. С недавнего времени мы стали выпускать бумажный журнал «Контрабанда», позволяющий взглянуть на литературу как на живое и непосредственное проявление реальности – без занудства или излишнего пафоса. Есть у нас и своя книжная серия, неспешно выходящая в издательстве «Вест-консалтинг» (недавно вышла моя первая книга – концептуальный цикл верлибров «Вспомни что-нибудь» о различных исторических пластах информационного поля Москвы).
– Словом, вы «одно из многих» литературных сообществ в молодой российской культуре. Согласись, достаточно сложно, так сказать, держать марку – за один-два года трудно закрепить за собой определенный стиль, язык, сформировать в пространстве культуры «узнаваемое» лицо.
– Вы правы. Но мы трудностей не боимся. А потом, у нас, конечно же, есть свои особенности. Во-первых, так сложилось, что наш ресурс обладает определенным стремлением к науке. В 2005 году «Точка Зрения» участвовала в работе Института по исследованиям русской и советской культуры имени Лотмана при Рурском университете в Бохуме, ФРГ; в 2006 году – в проектах РОЦИТ (Регионального общественного центра интернет-технологий); с 2007 года ведет собственную научную работу в области философии культуры, которой занимается главный редактор журнала Сергей Алхутов.
Во-вторых, мы сумели ориентировать журнал на книжную рекламу и издательскую деятельность, чем мы довольно успешно занимаемся. С помощью современных информационных технологий информация о наших изданиях рассылается по множеству новостных лент, включая «Яндекс.Новости». Мы расцениваем себя не столько как литературное издание, сколько как средство массовой информации, посвященное русской культуре как таковой. И все же культура для нас – не предмет бизнеса, а предмет меценатства. Иначе мы бы не тратили столько средств на развитие проекта…
– В начале года – традиционный вопрос о перспективах, планах, проектах┘
– Наши перспективы зависят от перспектив политики государства в области культуры. Сейчас нам не помогают, но и не мешают (впрочем, получение гранта или какой-либо иной материальной помощи скорее всего поставило бы крест на репутации издания – все знают, какими средствами достаются эти блага). Несмотря ни на что, я считаю, что мы живем в эпоху культурного подъема – ничем иным объяснить такое количество талантливых людей вокруг себя я не в состоянии. А раз так, то, если государство не будет активно вмешиваться в русское интернет-пространство, «Точке Зрения» как проекту ничего не угрожает.
Оригинал: https://www.ng.ru/ng_exlibris/2008-02-21/8_lito.html