278 Views

Плагиата боятся все начинающие авторы. До дрожи в коленях, до заикания. При этом каждый, кому писатель доверяет свою рукопись, кажется ему потенциальным плагиатором. А вдруг? Эта статья посвящена описанию практических методов борьбы с плагиатом и подскажет автору, как подготовиться к непредвиденным ситуациям, связанным с нарушениями авторских прав.
Итак, плагиат – это выдача чужого произведения за своё, то есть нарушение права на авторство. Ответственность за нарушение авторских прав предусмотрена статьёй 146 Уголовного Кодекса Российской Федерации, однако эта статья “неработающая” и крайне редко используется на практике. Так что про Уголовный Кодекс вы можете забыть – Россия пока ещё не та страна, где за плагиат можно загреметь за решётку. До 1 января 2008 года авторское право регламентировалось законом РФ “Об авторском праве и смежных правах”, с этого года действие закона прекращено, вместо него вступила в действие четвертая часть Гражданского Кодекса РФ. На неё и стоит ориентироваться при рассмотрении тех или иных вопросов, связанных с нарушением авторского права.
Вернемся к нашему молодому и очень талантливому автору, который написал свой первый роман и готов отправить его в издательство. Как ему защитить своё авторское право? Действует ли авторское право на произведение, которое нигде ещё не опубликовано и которое никто, кроме автора не читал? На второй вопрос ответ однозначный. Действует. Авторские права на литературное произведение возникают сразу после его создания. Статья 1259.4 ГК РФ гласит: “Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей”. Первый вопрос заметно сложнее. Если бы на него можно было дать простой ответ, эта статья была бы не нужна совершенно. Попробуем разобраться?
Существует три основных способа, при помощи которых современные авторы пытаются “застолбить” своё авторство. Первый способ – отправить самому себе заказное письмо, в которое вложен полный текст литературного произведения. Получив письмо, вы не вскрываете конверт, а просто кладете письмо в ящик стола и забываете о нём до тех пор, пока вам не потребуется подтвердить своё авторство. Тогда вы несёте запечатанное письмо судье, и он вскрывает его, обратив внимание на стоящую на штемпеле дату. Напоминаю, что 146 статья УК РФ “неработающая”, поэтому речь идёт о гражданском процессе, где вы должны будете убедить судью, что именно вы автор произведения. Плагиатор будет пытаться сделать то же самое, и вся интрига заключается в том, чьи аргументы будут более весомыми. Именно это и является единственным недостатком данного метода защиты от плагиата. Если вы предложите судье запечатанный конверт, а плагиатор – заверенный нотариусом текст вашего произведения, поверят скорее ему.
Отсюда плавно вытекает второй способ “застолбить” авторство – заверить рукопись у нотариуса. Разумеется, если вы придёте к нотариусу с исписанной мелким шрифтом стопкой бумаги и попросите его заверить ваше авторство, вас пошлют далеко и надолго. Нотариус не может знать, принесли вы ему собственный роман или распечатку “Войны и мира” Льва Толстого. Образование не позволяет. Поэтому следует помнить – у нотариуса заверяется не факт вашего авторства, а тот факт, что вы такого-то числа предъявили ему свою рукопись или распечатку. Заверять каждый лист при этом не имеет смысла, гонорар, полученный за роман, в этом случае вряд ли окупит работу нотариуса. Достаточно пронумеровать и подшить все листы вашего текста, а потом заверять весь документ. Стоит отметить, что частенько нотариусы не берутся делать нестандартную работу, а нотариальное заверение текста романов пока ещё не получило широкое распространение в России. Поэтому вам, скорее всего, придется посетить нескольких нотариусов, прежде чем найдётся тот, который согласится заверить ваш текст.
Третий способ “застолбить” авторство – опубликовать своё произведение в Интернете, на одном из специальных сайтов со свободной публикацией. Отличным примером может служить сайт proza.ru, где вам выдадут авторское свидетельство с порядковым номером от определенного числа. Правда, полученная бумага годится только на то, чтобы повесить её на стенку и гордиться. Даже если у вас не компьютерная распечатка, а официальный документ со всеми печатями, это доказывает только то, что такого-то числа вы выложили на сайт произведение с таким-то названием. Сам текст произведения вам придётся опять-таки заверять у нотариуса, причем заверить наличие текста, находящегося в сети Интернет гораздо сложнее, чем текста, который вы принесли в папочке. А ещё возникают всякого рода инсинуации о том, что изначально опубликованный в Сети роман, на которое выдано авторское свидетельство, может не соответствовать роману, заверенному нотариусом. Тексты, размещенные в Интернете, теоретически можно в любой момент изменить.
Итак, изучив три основных способа самоуспокоения авторов, давайте перейдём к главному вопросу, который мы должны были задать в самом начале. А зачем кому-то воровать ваш текст?
Если вы молодой и талантливый автор, только написавший свой первый роман, априори ваш текст не может быть идеален. Красота и лаконичность фразы, узнаваемый авторский стиль, отточенное соотношение формы и содержания приходят с опытом. Отправляя роман в серьёзное издательство, вы можете быть уверены, что ваш текст не украдут. Во-первых, репутация издательства дороже. Получив ваш текст и скандал в довесок, они могут потерять кучу серьёзных авторов, а, как известно, именно авторы и приносят издательству основной доход. Во-вторых, посудите сами, зачем крупному издательству воровать недостаточно качественный текст? Здесь вы можете меня прервать и начать красноречиво доказывать, что хотя стилистика вашего текста местами и провалена, он содержит гениальнейшие идеи, которые издатель может использовать без вашего ведома. Полностью с вами соглашусь, и тут же замечу, что согласно статье 1259.5 ГК РФ на идеи произведений авторские права не распространяются. И если издательству понравится какая-то ваша идея, но не понравится исполнение, они могут попросить одного из своих авторов “с нуля” написать об этом роман. При этом ваши авторские права согласно действующему законодательству никак не будут нарушены. И никакого плагиата.
Если же вы не молодой автор, у вас сложился уникальный стиль, и вы предлагаете в издательство уже не первый роман, то лучшей защитой от плагиата может оказаться лингвистический анализ текста, позволяющий с большой степенью вероятности установить истинного его автора.
Но ведь плагиат всё-таки бывает? Время от времени по Сети проносятся громкие скандалы, о том, что некий писатель, член союза писателей Москвы, украл стихотворение малоизвестного коллеги или как украинский прозаик под своим именем публиковал на протяжении долгого времени чужие тексты. Да, такое случается. Всегда находятся личности, которые верят в свою безнаказанность или стремятся к сиюминутным целям. Но… Обратите внимание, что ни в одном из этих скандалов никогда не будет звучать имя редакторов Эксмо, АСТ, Армады, Лениздата, Детской литературы и других крупных издательств. Плагиат – удел частников.
Исходя из вышеизложенного, хочу предложить простейший способ “застолбить” авторство. Опубликуйте своё произведение на бумаге в одном из крупных издательств! Вы не только получите гонорар, но и можете быть спокойны о судьбе вашего произведения на этапе рассмотрения. Дальше редакторов вашего издательства оно не уйдёт.
Итак, как обезопасить себя от недобросовестных людей, которые жаждут украсть плоды вашего труда, мы рассмотрели. На этом можно было бы и закончить статью, но… мы живем в России. Помимо умышленного воровства плагиат в нашей стране может быть и следствием обычного раздолбайства. Ваш текст попал не в ту папку, что-то напутал редактор, потерялось письмо и вот ваш текст выходит под чужим именем. Или чужой текст под вашим именем, что ничуть не лучше, поскольку из жертвы вы в глазах общественности превращаетесь в преступника. Со мной такое однажды чуть не произошло. В редакцию одного журнала с сетевого конкурса был направлен мой текст и несколько чужих. Причем вышла какая-то непонятная путаница с именами, и в журнале все эти тексты были идентифицированы как мои и должны были выходить под моим именем. В последний момент я почувствовал неладное и атаковал журнал вопросом “что из моего вы печатаете?” В результате на перепечатку в типографию ушла целая тетрадка, но справедливость восторжествовала.
Как избежать таких неприятных казусов? Могу дать несколько советов. Всегда лично отправляйте тексты в издательство или редакцию журнала. Если ваш текст идёт с какого-то сетевого конкурса – не поленитесь его продублировать. Всегда оформляйте титульный лист. Перед названием вашего текста обязательно должны находиться имя автора и контакты. Если вы пользуетесь электронной почтой, называйте файл с вашим произведением по следующему шаблону: “Имя_автора-название_произведения.doc”. Эти нехитрые меры позволят минимизировать риск увидеть своё произведение под чужим именем или оказаться автором чужого текста.
Плагиат – популярная фобия начинающего писателя. Если вы ответственно относитесь к мелочам, то бояться плагиата не стоит. Эта фобия поддаётся лечению.

Родился в 1977 году в городе Киреевске Тульской области. Окончил Тульский государственный университет по специальности «Информационные системы в экономике». В 2004 году опубликовал первый рассказ «А всё-таки она вертится» в сборнике «Аэлита. Новая волна», выпущенным при старейшем российском фестивале фантастики Аэлита. В опубликованном в 2011 году в журнале «Сибирские огни» рассказе «Бхишма» предсказал русско-украинскую войну. В 2012 году в Екатеринбурге опубликовал авторский сборник «Большой космос». Рассказ «Печаль большого дракона» рассматривается в рамках элективного курса «Малые жанры новейшей русской литературы» для 10-11 классов. Был номинирован на премии «Интерпресскон», «Бронзовая Улитка», «Портал», «Ясная поляна». В 2013 году был удостоен «Ордена рыцарей фантастики» имени Игоря Халымбаджи. Активно участвовал в антипутинских протестах, в создании незарегистрированной российскими властями Партии 5 декабря. В 2013 году покинул Россию. Публично осудил аннексию Россией Крыма в 2014 году, поддерживает территориальную целостность Украины. Живёт в Казахстане, в городе Алматы.

Редакционные материалы

album-art

Стихи и музыка
00:00