17 Views

Часть вторая

НЕНАВИСТЬ К СМЕРТИ

 Вся зима прошла в непривычном ощущении чистой высоты. И справа, и слева — высота со всех сторон.

 Лишь музыка ходила по верхним этажам башни и, чтобы не было так скучно, иногда плавала между двумя парами глаз, и зима пробегала неслышно.

 Всю зиму — совсем непохожую на ту, прежнюю — девочка терялась в нотном ощущении высоты за стеной и хозяйском присутствии этого странного высокого человека, который мог с ней разговаривать на двух языках и рассказывал всякое… Который мог, сорвавшись, вдруг исчезнуть и ходить с солдатами там — внизу. И вообще мог очень многое (не всегда, правда, приятное).

 Маленькие детские нервы от этого иногда сильно зашкаливало, и еще вчера с таким выдумыванием рисовавшиеся картинки с разваливающимися замками, кривыми лесами, на ночь маленькая бережно клала под плеер, — а наутро, сама же перемешивая их бумажные бревна и камни, могла тихо порвать свои чащи и дворцы в плачущий от потных ладошек комок.

 При особо упаднических настроениях лучше всего было ее оставить в покое и либо спуститься, либо подняться в комнаты отдыха. Внизу ждала ванная.

 Большой, доверху наполненный теплой водой бассейн принимал в себя тонкое тело, и вода стискивала полную воздухом грудь, и клала его животом вниз на мягкий от ее чистых подводных покачиваний мрамор.

 Так можно было лежать минуту, две, если выдерживал — три, вынырнуть и снова идти к ребенку.

 Если же это не помогало, или настроение было — идти плевать в тучи, приходилось подниматься через тридцать ступенек на верхнюю площадку башни (летом — главное место девочкиных игр, а зимой у северного края стены — место снежных войн между ребенком и неуклюжим хозяином) и, оставшись одному, орать какую-нибудь греческую букву в одну из подставленных мне частей света — поверх камней окружающих стен — на камни, что лежали в холодной степи и кутались в паутины своих трещин.

 Как мне нравилось, оборов себя и спуск пятидесяти этажей, ходить туда — к ним, вместе с камнеметчиками ступая по глубокому снегу след в след тяжелой полосе идущих впереди машин. А потом смотреть, как эти машины после долгих людских выбираний подбрасывают эти камни и кувыркают далеко-далеко с каким-то особым, постепенно растворяющимся шумом, оставляя на снегу черные раны мерзлой земли, а камни еще катились, превращая свое движение в сугробах в затухающие царапины. Глаза закрывались ладонью от неба, и я смотрел назад — на темную вытянутость в степи. Башня.

 Черным шрамом она соединяла небо и землю, на пару с горным горизонтом образуя несуразный крест. На таком фоне стены-лепестки лишь вблизи имели вес. С сорока метров прожигающие пространство во все стороны, перекошенные рты стенных бойниц могли напугать даже вылетавшими из их теплых зевков птицами. Но башня и тут преобладала, и, соблазнив меня как-то глубиной рва под стеной, она без труда красовалась из-за края своей каменной сосредоточенностью.

 А сейчас, с высоты и ров, и лагерь одинаково далеко. Оттепель… И воздух без трещинок. Все в легкой влаге. Значит, этим зимним измывательствам наступает конец.

 Спускаюсь в комнату, — маленькая беспечно играет с полузверем-полукуклой на полу. «Дрожь моя, тайное таянье мое. Лекарство от блестящих мыслей и выход из темнейших снов …» На внезапное появление она лишь сосредоточенно улыбнулась. «Нет, пожалуй, тут не все так просто как хотелось бы…»

 Разогнался, бухнулся коленями на ковер и с размаху — грудью рядом с ней. Гляжу на нее снизу.

 «Ну!» — маленькая обиженно морщит губы, когда хозяйская рука обхватывает худенькую талию. Я осторожно не отпускаю. Она долго-долго прощается с куклой. Отложила… Чтобы в который раз без всяческих помех ей — застрелились, утопились и зарезались.

I

 Быть на башне у перил, с головой над высотой — и здорово, и страшно, и холодно. Солнце повесилось в тучах и еле-еле гниет. И ветер уже не теплый. Волосы забраны вверх тугим пучком (так лучше слушать ветер), и свободную голову плавно обтекает высотной свежестью.

 Девочка стоит и смотрит, как из кармана достается синий халцедон.

 Размахнулся — «к кому ближе упадет, того и будет» — и подбросил в небо.

 Камешек падает и разбивается об «огонь» детских «классиков».

 И маленькая снова смотрит мимо чужого огорченного лица куда-то за перила.

Спускаюсь в лифте.

 Проплывают вверх, тремтящей легкостью баюкая колени дворцовый зал, ванная, зал отдыха…

 «В этом мертвецком саване — движения у меня, наверно, как у полувекового трупа. Насмешу же весь театр! Хотя и не по-гречески одеться было бы нехорошо. Тогда уж точно не поймут, а может вообще не станут слушать».

 Зал с камнеметами…

 Ниже, ниже — к кузнецам по оружию.

 Сейчас будут стекольщики с их хрупкими вазами, кубками и хрупким от осколков стеклянных неудач полом.

 Зеленые, синие, с выпаянными из хрусталя ручками в виде бегущих пентер, невянущих цветков — они у людей с понятием постепенно становятся предметом модной зависти друг к другу. И сосуды, превращающие обыкновенную воду в загадочно колеблющееся волшебство, а вино в которых кажется незапекающейся кровью, плывут в города Палестины, Александрию и, конечно, в Рим.

 Мелькнул вверх этаж, где люди со стеклами несколько секунд напряженно прислушиваются — вдруг я опять к ним? Но я останавливаюсь ниже, у оружейников.

 Надпись «НЕ ЗАБУДЬ ПРО ГОТОВ!» трескается на «Р» открывшимися дверьми.

 По ноздрям ударило остро-горьким от жженого железа воздухом, жаром (и это несмотря на гуляющие во все стороны сквозняки) и размеренным грохотом, — искрящиеся цоки маленьких молоточков будто вырываются из-под буханий, больших и медленных.

 Все на миг оторвались от работы и, кажется, начинают стучать как-то по новому.

 Старый немой кузнец дает отдохнуть в кармане фартука своему молоточку и спешит ко мне.

 Быстрый, верткий. Проскочил мимо, тут же оглянулся, иду ли следом, и немой улыбкой приглашая за собой.

 — Ну как сегодня? Что ты мне там еще обещал? — догоняя, спрашиваю на ходу скорее шум, чем старика.

 Заходим в пустую каморку. Он загадочно улыбается, достает с полки что-то завернутое в тряпку — хочет удивить. «Эх, старый, да я такое в своей жизни видел…»

 Кузнец разворачивает — я, конечно, видел сотни акинаков, но это… Этот особенный.

 — А ну-ну-ну, покажи! — протягиваю руку. Он мягко ее отклоняет и сам, как начальник, достает из чужих ножен меч. Спокойно и неторопливо закручивает его в тиски.

 Улыбка слетела, он отступил на шаг и без замаха снес моему акинаку половину лезвия. Отрубленный кусок стали звякнул под ноги. «Вот это да…»

 Старик позволяет улыбке вернуться на свое место и протягивает мне мое новое оружие. «Да с таким можно через кого угодно пройти!»

 Не отрываясь от сверкающего созерцания, хлопаю его по плечу:

 — Молодец!

 Он старается справиться с губами, наклонил голову и что-то невнятно бормочет. Доволен, что я похвалил.

 Я прощаюсь.

 Спуск до последнего — третьего этажа и мимо часовых на выход к внешней площадке еще одного — уличного — лифта. «Хорошая идея ведь…» С такой пересадкой лишние трудности, но если дойдет до серьезного дела, то и штурмовать ворота на высоте тринадцати метров будет делом нелегким. «Тем же готам например, или гуннам».

 Сразу за городскими воротами — наш лагерь.

 Прохожу мимо камнеметов, переступая через жирные полосы, по краям схваченные твердой коркой. Но одной только что сплетенная паутинка восьминогого труда, — на следующем выходе машин непременно раздавит.

 Военные части нескольких городов все лето учатся взаимодействовать. Капитаны стараются показать друг перед другом свои достижения за год, и поэтому каждый усердно орет на подчиненных ему полисополитов.

 Одинокая палатка трехглазой стороной вполоборота смотрит на с утра неподвижные скелеты камнеметов. А я прохожу дальше.

 Перед отделением стоит Фазод и что-то яростно объясняет солдату. На голове пучок волос — «интересно, вчера еще не было». Тихонько подкрадываюсь сзади.

 Капитан уже плохо владеет собой, и мое приближение остается незамеченным.

 — Все делается быстрее. Пробуй еще раз!

 Солдат пробует. Несколько стандартных взмахов тренировочным оружием — и меч, в очередной раз зацепившись за щит, выскальзывает из руки.

 — Тебя, пехота, что, однорукий делал? — интересуется Фазод.

 И вдруг замечает, что его подчиненный делит свое внимание между ним и кем-то за его спиной.

 Фазод резко оборачивается и…

 — А вот и я! Не ждал? А? По глазам и прическе вижу, что не ждал.

 Капитан не знает, что ответить и глубокими глотками переваривает воздух.

 — Солдат старается? — вопросительно киваю на парня.

 — Да.— Офицерское горло подводит и, подбодрив его мгновенным хаканьем, Фазод повторяет громче, — да.

 Фазод, конечно же, смущен не появлением начальства, а тем, что у него и на начальнической голове — одна прическа.

 — Он-то старается, но левой рукой, — капитан поясняюще показывает,— не успевает совершенно. Ты за этим подходил?

 — Нет, разумеется. Просто хотел узнать твое мнение. Вот видишь, натянул греческую одежду наконец-то. Как по-твоему, не сильно пугающе выгляжу?

 — А до этого ты что же, не носил? Там, у себя в Понте?

 Несколько мгновений изучающе разглядываю эту наглую рожу.

 — Издеваешься, значит. Дураком прикидываешься. Ну-ну…

 — Ладно. Дешевая шутка, — сдается он.

 — Ты в театр идешь?

 — Та да… Наверно. На трагедию, может, и опоздаю, но к началу состязаний обещаю быть.

 — Смотри, штурмовики уже ушли! Позанимают лучшие места!

 — Мне Атик обещал оставить место в центре. Племянничек. Спихнул на дядю этих… Этих… — Фазод махнул на «этих», — а сам угнал! Ты иди, тебе ведь надо подготовиться… Сидинис тебя у входа ждет. А мы еще позанимаемся немного.

 Наискось по лагерю.

 Невдалеке, по ходу — стройный блеск фаланги.

 Такой грациозной на маневрах, что никак не хочется верить в заторможенную неразворотливость отдельного копейщика. Фальшивую неразворотливость.

 Фалангу передернуло:

 — При-вет ар-хон-ту!

 — При-вет.

 Фигура офицера, издали довольно блеснув шлемом, крикнула, показывая рукой:

 — …Он …же ждут. Тебя!

 И точно.

 У выхода на неглубоком рву рядом с колесницей уже дожидаются Атик и Сидинис.

 Быстро подхожу.

 Оба обернулись на приветствие.

 — А почему вдвоем, где Мидоний?

 По лицу Сидиниса перебежала судорога, а Атик засмеялся.

 — Что такое, Атик? Я не правильно надел тунику?

 — Правильно, правильно, — скиф еще корчится, — я только-только поспорил с ним, — тыкает в сторону грека, — что ты обязательно Мидония вспомнишь.

 Сидинис, кажется, не сердится:

 — Я его, как только получили твое разрешение, услал места занимать, — и дернулся нетерпеливо, — может, поспешим?

 — Давай, — я впрыгиваю на колесницу.

 Возница подхлестнул, и тронулись.

 Оба офицера поехали рядом. Вдоль городской стены, по свежезаправленной камнем дороге, на противоположную сторону города — к театру.

 — Дядька мой там как — справляется, не видел?

 — Фазод? Об этом вечером расспросишь у солдат.

 — Ну и ладно! А я вот решил рвануть пораньше. Кстати. А ты каким там будешь выступать? — Атик слегка хлопнул вздумавшей было поотстать лошади. Та с сожалением выкрутила голову назад — на сочный кустик, обиженно прикусила поводья и стала коситься на лошадь Сидиниса — заметила та ее промах или нет.

 — Каким? Первым, конечно!

 — А как стих? Греки ведь народ особый, — Атик взглянул на ехавшего справа, — могут и не посмотреть, вернее не послушать, кто перед ними.

 — Это ты о чем? На что намекаешь? Я же специально, чтоб не выделяться, сегодня вот даже тунику натянул. «Ну и неудобно же!» Может, судьи примут во внимание и будут чуть поснисходительней.

 — Перед ними будет, прежде всего, царь, — рассудительно замечает Атик, — ну или почти царь.

 — Ты недооцениваешь традиций в мероприятиях подобного рода. А до Нерона я, кажется, еще не дорос.

 — Ну-у, Нерон, — тянет скиф, но уже тихо и как-то без энтузиазма глядя на приближающуюся башню.

 Спереди зачувствовалось прохладой.

 Поверженный на землю, опрокинутый башней двойник невольно заставлял глаза предчувствовать свою ­­— не от мира сего — отчужденность.

 Атик замолчал.

 Тень неотвратимо наползла ближе.

 Его лошадь, будто наперекор пока еще мягким придерживаниям руки, дернулась, мотнула мордой — пропали уши, утащила за собой и всадника в эту бестелесную полутьму и, наконец , зло приструненная, остановилась.

 Колесничные кони вступили следом и обозначили невидимый, пока в него не въехали, путь отпадения башенного плоского двойника, проглотившего поднявшейся с земли чернотой природную окраску с потных крупов.

 Еще миг — и тень тяжело и весомо легла мне на щеку. Глаза привыкли. Окружающее вновь четко обрисовалось, но уже в каких-то потяжелевших тонах.

 Все трое приглушенные этой тяжелой мощью, сосредоточенно молчим.

 «Хорошо все-таки, что это я ей хозяин».

 Но каково же будет, если кто пробьется из крутых — атаковать такую вот громаду!

 Ведь страшновато, хоть и понимаешь, что это ерунда, даже просто подставить под тень и левую часть лица.

 Страх перемешивается с гордостью.

 «Но все же, лучше побыстрей проехать!»

 Вот ближе, ближе полоска границ и весь светлый мир; вот копыта мелькнули белым, и в том же порядке — от ушей к хвостам — чересчур яркая на свету масть вновь возвращена животным.

 Затем враз натеплило ладонь на поручне, локоть; бьет, как ни старался, а все же неожиданно — в лицо, и мы выплываем полностью.

 А за спиной все-таки приятная уверенность. Которую все-таки не хочется ощущать снизу вверх.

 «Сверху вниз, пожалуйста!»

 — Да-а-а…

 — Понастроили, — правильно подхватил Сидинис.

 Атик, явно не переносивший городских грандиозностей, содрогнулся:

 — Не могу видеть.

 — Что, Атик?

 — Эта башня… — скиф последний раз передернул плечом, — я всегда, когда еду один, объезжаю ее с солнечной стороны.

 О чем мы говорили?

 — Про Нерона, — сонно плавая в седле напоминает Сидинис.

 — Да! — скиф спохватывается, пытаясь загладить свою только что выказанную перед башней слабость, — Нерону, поговаривают, все поэты Рима стихи писали.

 — Брешут. Нерон сам придумывал.

 — А ты? Я слыхал, тоже не совсем сам пишешь.

 «Иногда варвар переходит все границы».

 — Сам услышишь.

 — Извини. Это я про музыку. Неправильно выразился. А что если сейчас послушать…

 — Что, стихи?

 — Нет, музыку.

 — Ты же видишь, во что я сегодня вырядился! А мой соавтор, как ты «неправильно выразился», остался в бронежилете. И я его дал сегодня Сараду.

 — Как? — просыпается вдруг Сидинис, — так ты без панциря?

 — А что?

 — Ничего, — он мрачнеет, — только после той трагедии, на которую мы сейчас едем, зарезали двух царей: Филиппа и еще кого-то.

 Смеюсь:

— Я ведь не царь! Да и наш театр мало похож на вечернюю винную, — я покосился на Атика, — это та-а-м, — делаю многозначительную паузу, а Атик делает вид, что не замечает, — могут из красных жидкостей проливать на пол не только вино.

 Но и Сидинис и скиф остаются серьезными.

 Подъезжаем.

 Правильное коло стены с заколоннированными фронтонами оступенившихся широких входов.

 Возница оборачивается:

 — К заднему подъезду?

 Гляжу на спутников:

 — Нет, давай к главному.

— Недолюбливаю я что-то тот коридор… Идешь, как по норе, — опять поглядел: оба, кажется, одобряют.

 Входим.

 Полукругом от сцены — распахнутые в небо кресла. Там, внизу идет действие и сидящие люди не отрывают своего оценивающего внимания от сцены: не поперхнется ли актер. Не сфальшивят ли в хоре.

 Два пасмурных лица не торопятся отходить.

 — Да бросьте вы! В конце концов, Сарад будет рядом, — и стараюсь как-то их расшевелить, — вон Мидоний нас уже высмотрел. Идите!

 Атик еще что-то хочет сказать, но, передумав, потянул Сидиниса к свободным местам. Кому-то давит ноги и торопливо извиняется на скифско-греческом сразу за обоих.

 «Так. А мне теперь туда, вниз — за кулисы».

 Прохожу.

 Мимо рядов в самый низ.

 И по коротким ступенькам — на сцену, за занавес.

 Весь в испарине подскочил уже издерганный распорядитель:

 — Ты первый, уважаемый архонт! Судьи в первых рядах — постарайся жестикулировать им как можно мягче! Они любят, когда перед ними потеют.

 — Ладно-ладно, — успокоил, называется, — Зидик и этот, как его… третий, пришли?

 — Да-да, а как же! — протараторил он, оборачиваясь уже на ходу и подбегая с придирками к своему отдыхающему помощнику.

 Вдруг все перебивает расплескивающийся волнами сверху вниз шум.

 «Ну ничего себе аплодисменты!»

 Подошел ближе к занавесу. С кресел на актеров продолжается восторженный шторм криков.

 Сколько людей…

 «А тут еще я сейчас влезу со стихами!»

 За спиной проскочила пестрая куча людей и …с мест теперь смеялись.

 На сцену выскочили подставные актеры и, идиотски пародируя предсмертные муки только что ушедшего под аплодисменты главного героя, падали корчась на пол, харкая при этом фальшивой кровью. И каждый норовил как-то по новому, с наслаждением грянуться и посучить голыми ногами по уже красной от плевков сцене.

 «Только что переживали — теперь смеются. Ну народ! Ну народ!»

 Если бы не маленькая, стал бы я выступать перед такими слушателями…

 Сцену начали вытирать.

 Распорядитель появился опять, все время оборачиваясь в сторону зала и бормоча уже совершенно несвязное. «Или это я не слышу?» Наконец выкрикнул: «Можно!» — и хлопнул по спине. «По собственной бы так бахал!»

 Прохожу на сцену — «Ноги! Вы мои ли?» — и поднял голову.

 Как будто по глазам ударили своими взглядами; но кое-как удалось справиться и открыть рот.

 Зал стих.

 Лица.

 Просто греков.

 Наших. Те сидят внимательней. Снова горожане.

 Лица, лысины и бороды. Расшитые (издали как пестрые лоскутья) туники. Глаза в свободном поиске. Один раз, обознавшись, споткнулись, но опознав ошибку, побежали дальше по рядам. «Пока не найду — не начну ведь…» Помогая, (до туда взгляд еще не добрался) мне замахала рука. Увидев, что я заметил, утыкается в мою сторону, — Сарад показывает маленькой девочке на сцену — на сутулого под столькими взглядами и неудобством первый раз надетой «ихней одежды» человека. Маленькая не может себе поверить, узнавая в этой нескладной фигуре своего хозяина. Она в полупрозрачной то ли накидке, то ли плаще. Привстала, чтобы я заметил. Второй телохранитель даже не повернул головы, наблюдая за своей стороной кресел. «Все нормально».

 Я показал, что увидел, и девочка успокоилась.

 — Можно, — шепнули за спиной.

 «Для смелости — упрятать руку в складках, и шаг вперед. Ну, боги! Помогите»:

Быстро — пока ты не видишь,
Минуя крепость Любовь,
Прочту этот акт о сдаче
Капитуляцией слов:
— Пока ты прыгаешь в классики,
Глядишь на асфальт и меня —
Я твой последний пленный…
Тебе интересно пока?
…Тебе иногда интересно,
А страшно должно быть всегда —
Я тихо гремлю цепями…
Но это только пока!
Сны свои под кровать
Смогу, как ты — куклы, швырять,
Которые страшно боятся,
Когда я нагнусь целоваться
С их маленькой жалкой хозяйкой.


Раздумывающий, что здесь происходит, зал несколько мгновений прислушивался в собственную тишину.

 Потом осторожно захлопал.

 «Ну, на овацию я и не рассчитывал».

 Потом вышел второй.

 С собственным голосом, с собственными стихами, — но не Зидик.

 «Ладно, надо подойти, послушать».

 Приближаюсь обратно к сцене и понимаю, что начало пропустил…

…Ну что, ребята, доигрались?
А я ведь вас предупреждал —
Еще один подобный фокус:
Пожар или другой сигнал
О вашей тупости кровавой,
О ваших зверствах, и тогда —
Я вам напомню, кто здесь главный
— Эй там… Еще крестов сюда!


Вот так.
Вы сами виноваты —
Что стали кормом воронья,
Ведь мне сейчас нужны солдаты.
Солдаты!
А не солдатня.
Которая потехи ради сжигает город,
А приказ:
«Не трогать жителей!»
— не слышит.
Какая жалость, но сейчас
Я думаю, что для кретинов,
Воров, рабов и подлецов…
— Эй, плотник!
Видишь те деревья?..
Наделай нам еще крестов!

 Сзади мешающе слушать тронули. «Ну что еще? В такой момент… Стихи ведь!»

 Сарад. С девочкой.

 — Прости. Я ее уведу.

 — С непривычки головка заболела, — пожаловалась она. Такая красивая в своей бледности и этой накидке!

 — Да. Тут действительно… накалено.

 — Я оставлю тебе, — Сарад кивает на стоящего рядом солдата.

 — Нет. Возьми с собой. Идите через коридор — вон тот. Там выход для актеров. Народу мало и прохладно, а ей это как раз сейчас и нужно… У тебя провод отошел, — я показал на левое ухо.

 Сарад вправил контакт под шлем, сделал жест солдату и тот, откачнувшись от колонны, пошел первым.

 А на помосте выступал Зидик.

 Энергия — как нефть из буровой. Поставил же у кого-то жестикуляцию! Сумел найти учителя. Чиркнул, и бросил спичку в нефть:

Ты отдал меч центуриону
И лег, прислушиваясь к плахе,
Ты оказался тем десятым
Из тысяч, что бежали в страхе,
Но ты ведь не бежал — ты бился!
Твой друг, а он тогда был рядом,
Упрятал за приподнятой рукой лицо —
Наверно, от тебя, и так невидней
Свой меч над головой
Лицом в плечо — вот так.
Все очень просто:
Он был по счету лишь седьмым
«Ты не обижен, я надеюсь —
центурион тебя спросил, —
что, друг, тебе палач?»
Ты не обижен.
А ведь как раз наоборот —
Твое оружие упрямо не лезет в ножны
Из-за крови,
А у него чисто пока что,
Ведь он не резал, не рубил.
Но ты десятый. И лежишь,
И беззащитен, словно море,
Перед ножами килей кораблей —
«хорошее сравнение», и жалко,
что передашь в аду скорей,
чем здесь, сейчас, за миг до казни.
Да, — это децимация:
Меч с ужасом кричит-свистит —
В затылок, в кости — мимо подбородка
И ранит с непривычки землю
Своей зарезанной об твое горло чистотой.
Но голова, ударившись виском
На тело укороченною тенью,
Успела проклясть гений Спартака,
Хотя —
Проклятый варвар выльет много крови
Из шей и шеек римского народа,
Своей толпой топча весь полуостров
И оставляя трупы вдоль дороги,
Проложенной по городам, садам и виллам.
Зато уж завтра всаднический перстень
Сильнее будет обнимать свой меч,
Как ты сегодня плаху обнимаешь,
Чтоб убивать не римлян, а рабов,
И первый раб убит сегодня, —
В самом себе.

 Еще продолжаю стоять за навесом, а Зидик по-прежнему не уходит. Наслаждается всеми капиллярами тела заслуженными аплодисментами. «И тот — второй уже выходит ждать оценок».

 Вдруг из-за спины, обернулся — и в лицо, из коридора-норы врезало визгом. Перемяло и перебило абсолютно все, потому что кричала маленькая девочка.

 Сбив на этот звук двух рабочих у порога в коридор и еле вытащив на бегу пистолет (когда казалось — вот нащупал, но снова выходило, что через складку, и все таки везение — достал), заскочил в предательский тоннель, различая, как в другом конце, на фоне арочного света идет борьба — человек десять рубят-колят одного и крики: «Бей еще!» — долетают в коротких перерывах визга. А девочка — отдельно у стены. Вот кто-то без меча отскочил от общей кучи и, сперва не зная, что делать, схватил ее и затряс. «Сейчас догадается разбить об пол. Не может не догадаться…» Стены на бегу усиленно пытаются помочь — светлеют. Еще нельзя, — ствол послушно маячит впереди и сбоку. Людей внезапно разбросало музыкой. Остался человек посередине, заметил, что детина размахнулся (все же догадавшись) ребенком, еще сомневаясь — об стену или об пол, подскочил и сзади снизу вверх двумя руками всунул блестящее под лопатку.

 С налету (теперь только меня заметили) — ударил во вновь бросившихся людей пистолет. Грохотом разбил об потолок и стены детский крик и полыхающий от Сарада (в шлеме — потому и жив) сжигающий все нервы рык. И стал быстро уменьшать количество стоящих на ногах. Пронесся кто-то сзади. Зидик. Голыми руками вцепился в одного. Сарад остался на месте, прикрывая маленькую, и та, кажется, утихла, почувствовав, что это уже все.

 Оружие и девочка молчат, — осталась музыка. Вовсю кромсает все подряд, шевелит тела в темных лужах.

 Подбежал еще один.

 Сидинис одним ударом помог Зидику и неудовлетворенно огляделся.

 Вдруг стало тихо.

 Непроизвольно глянул на Сарада, — он опускал от груди с кнопки руку, а другой — снимал шлем.

 А по коридору уже бежали люди; на враз забытом мною языке кричали что-то и мне, и друг другу, склонялись над трупами. Отдельных переворачивали лицом к свету.

 У моих ног лежал пробитый в нескольких местах солдат Сарада. На мизинце — кольцо с топазом. Такие люди встречаются реже, чем драгоценные камни!

 Сарад подошел, с уже открытым потным лицом, ведя одной рукой маленькую девочку (накидка-плащ разорвана, сама — всхлипывает). Отошла от дяди и, уткнувшись в мою руку, заплакала. Сарад встал рядом.

 — Они нас перепутали. Из-за шлема. Убить хотели, разумеется, тебя.

 — Я вижу.

 Ты знаешь хоть кого-нибудь из них?

 — Пока не приглядывался, но, по-моему, в какое-то знакомое лицо я дотянулся.

 — Еще разберемся. И кто такие, и чего они хотели.

 — Что хотели? — услышал и, приподнявшись от трупа, выпрямился Сидинис, — я тебе говорил и предупреждал! …А ты к тому же ходишь слишком вольно. Грех не попробовать.

 Маленькая потянула снизу. Нагибаюсь, присел, — показывает ручку и тихо плачет: чуть ниже плеча глубокий порез. «Как это я сразу не заметил?»

 — Ну что ж, прекрасно… Тогда я покажу сейчас всем, что грех, а что не грех. Сидинис! Сейчас вернись обратно, возьми Зидика, собери, кто есть из капитанов в зале, и перекрой все выходы… Мы им покажем всем! Эй там! Тела не убирать! Я сейчас устрою тут театр! Пускай все возвращаются через вот этот коридор и смотрят. А утром я извинюсь. Все, выполняй!

 Капитан ушел, расталкивая встречных.

 Он же действительно оказался прав…

 Девочка стоит и мокнет кровью. Дотронулась до моей руки, заляпала, попробовала вытереть, но неудачно — только растерла неправильные пять полос.

 — Сарад, дай чем-нибудь перемотать. Нет, не меня — ее. А завтра этот коридор мы замуруем.

Донбассец. Русский. Холост. Работает в газете оператором.

Редакционные материалы

album-art

Стихи и музыка
00:00