402 Views

На заре советской перестройки геббельсоиды со Старой площади издали книжечку под названием “Быть, а не казаться”. Там западно-берлинской группе “Немецко-Американская Дружба” (D.A.F.) посвящались отдельные строки. Утверждалось: название ансамбля провоцирует антисоветчину и рекламирует западно-германский неофашизм при духовной поддержке из США. Также цитировались строки из хитового “Муссолини”: “Танцуй как Муссолини, танцуй как Адольф Гитлер”. Когда я читал это в 1987 году, конечно, сразу захотел послушать крамольную группу, что осуществил чуть позже при помощи подпольных студий звукозаписи, процветавших в СССР.

Давайте посмотрим, как D.A.F. уделывали свою публику в начале далеких 80-х, когда никто и представить не мог, что берлинская стена рухнет всего через несколько лет.

Так зарождался в поп-подполье стиль Neue Deutsche Welle, “новая немецкая волна”, повлиявший на развитие электронной музыки вообще и на то, что Берлин стал столицей технорейва, в частности. Помимо этого группа имела отчетливые образ и послание. Внешне это отражение тоталитарной эстетики в гротеске, пародийной революционности: парамилитарной одежде, ломаных “антимаршевых” движениях. В текстах это низводимое до минималистичных заговоров-бормотаний повторение ключевых слов, вызывающих у слушателя картину постапокалиптичную, в которой – как в песне “Муссолини” – массовый экстатический танец, имена фашистско-нацистских лидеров, Иисус Христос и понятие “коммунизм” сливаются в одну антигуманную “челомассу”. Советские пропагандисты ошибались: электропанки из D.A.F. пропагандировали не фашизм и не актикоммунизм, они критиковали и подвергали поруганию то общее из обеих этих идеологий (к которой присоединяли и христианский клерикализм), что лишает ценности человеческую личность, уникальность индивидуума.

С одной стороны, их творчество сохраняет актуальность, даже если эти записи и выглядят устаревшими. С другой стороны, принимая на себя образ антигероя, D.A.F. не смогли удержаться от провала в “спекулятивную масскультность”, приведшую к кризису всю “немецкую новую волну”, просуществовавшую всего несколько лет и, не успев выйти из андеграунда, коррозировавшую под натиском шоубиза. Нечто похожее случилось с советским протестным роком всего несколькими годами позже на рубеже 80-х – 90-х. Но “Муссолини” сохраняет актуальность: оглянитесь вокруг! Сколько их, танцующих Гитлера, Сталина, прикрывающихся ликами Христа агрессивных клерикалов с “православным дресс-кодом” и прочих поборников унификации, легионизации, обезличивания? Вот напоследок концертная версия 2003 года.

Муссолини

Встань на колени
Хлопай в ладоши
Давай-ка двигай жиром
Танцуй как Муссолини
Танцуй как Муссолини

Повернись направо
Хлопай в ладоши
И стань как Адольф Гитлер
Танцуй как Адольф Гитлер

И снова Муссолини
Давай-ка двигай попой
Давай-ка двигай попой
Хлопай в ладоши
Танцуй как Иисус

Встань на колени
Повернись направо
Повернись налево
Хлопай в ладоши
Танцуй как Муссолини
Танцуй как Адольф Гитлер
Танцуй как Иисус

Хлопай в ладоши
Танцуй как коммунисты
И снова Муссолини
И повернись направо
И повернись налево

Mussolini

Geh in die Knie
Und klatsch in die Hände
Beweg deine Hüften
Und tanz den Mussolini
Tanz den Mussolini
Tanz den Mussolini

Dreh dich nach rechts
Und klatsch in die Hände
Und mach den Adolf Hitler
Tanz den Adolf Hitler
Tanz den Adolf Hitler
Tanz den Adolf Hitler
Und jetzt den Mussolini
Beweg deinen Hintern
Beweg deinen Hintern
Klatsch in die Hände
Tanz den Jesus Christus
Tanz den Jesus Christus
Tanz den Jesus Christus

Geh in die Knie
Und dreh dich nach rechts
Und dreh dich nach links
Klatsch in die Hände

Und tanz den Adolf Hitler
Und tanz den Mussolini
Und jetzt den Jesus Christus
Und jetzt den Jesus Christus

Und klatsch in die Hände
Und tanz den Kommunismus
Und jetzt den Mussolini
Und jetzt nach rechts
Und jetzt nach links

Александр Александрович Дельфинов (Смирнов-Гринберг) - поэт, музыкант, журналист, перформер. Родился в 1971 году в Москве. Учился на историко-филологическом факультете РГГУ, а также в университетах Бохума, Вены, Берлина. Поэт, музыкант, журналист. Автор поэтических сборников «Веселые нечеловечки» (2000), «Анестезия 2084», «Воробьиный атом» (2013). В 2017 году в Берлине вышла книга под названием #TriggerWarningPoetry. Живёт в Германии с 2001 года, проживает в Берлине и Кёльне.

Редакционные материалы

album-art

Стихи и музыка
00:00