396 Views
Сборник поэзии и прозы международного поэтического сообщества «artelen». — К. : Друкарський двір Олега Федорова, 2022. Кiев
Уже больше года мы живём в войне. И, открывая одиннадцатый сборник интернет-сообщества artelen, ожидаешь увидеть войну: боль, страдания, мольбы и проклятия. О чём ещё может быть изданная в военное время в столице многострадальной Украины книга? О чём ещё можно думать и говорить там, где воют сирены, рвутся снаряды, гибнут люди? Там, где содрогается от взрывов земля, дрожью отзываясь в сердцах…
Мне, человеку волею судеб проживающему в стране-агрессоре и тщетно бьющемуся с волнами зла и озверения, накрывающими мой народ день за днём, страшно открывать такую книгу. Стыдно и больно. Я долго не решалась читать, но сейчас нельзя быть трусом — нужно найти в себе силы смотреть в глаза тем, кто страдает от неправедной войны, нужно сносить заслуженные упрёки и просить прощения, даже зная, что нет нам прощения.
Первые сроки удивляют — русский язык? Да. «Общий кровоток языка, без вины и поневоле попавшего в опалу», — подтверждают авторы. Эх, видели бы мои одурманенные ложью соотечественники-россияне, как на самом деле относятся в Украине к русскому языку! Знали бы, что даже сейчас и говорят, и пишут, и книги выпускают на русском! Если бы мои соотечественники читали больше книг, то не обманули бы их телеэкраны, не довели до захватнической войны! Как жаль, что история не терпит сослагательного наклонения — уже обмануты, уже война.
«Когда стекает полночь со стекла,
Крест-накрест переклеенного лентой,
Потребность хоть какого-то тепла
Вдруг проступает сущностью момента.
Мужается, линчуя суету,
На поле жизни Бог, у самой кромки…
И нежность накрывает пустоту
Зияющей внутри тебя воронки».
Николай Лобанов
Так начинается сборник. Словно автор видит и знает, каково мне здесь открывать эту книгу. Воронки от взрывов российских снарядов ранят не только украинскую землю — душу любого человека, не приемлющего насилие, отвергающего ложь и агрессию, восстающего против инфернального зла на защиту свободы и человечности. Но, оказывается, даже простреленная насквозь душа умеет видеть меняющуюся природу, купаться в любовных переживаниях, придаваться философским размышления и примечать мелочи жизни, из которых она и состоит по сути.
В сборнике нет выстроенной линии периода, места, стиля. От автора к автору, читателю предлагают перемещаться во времени и пространстве, от прозы к поэзии, и обратно. Невольно задаёшься вопросом: когда это было написано? Когда был такой покой? Из далёких мирных семидесятых попадаешь в пылающую современность, из офисного холла в центре Филадельфии на поля сражения, в собачий приют или осенний лес, полный запахов и звуков, и, в этом движении по страницам, ощущаешь многогранность окружающего нас мира.
О чём мечтали люди раньше? Куда направляли свой взор писатели, что воспевали поэты? Мир, как высшую ценность, дающую человечеству свободу жить, любить, творить, дышать, мечтать и сопереживать.
«Очень хочется мирного года—пусть он у нас всех будет».
Екатерина Чайковская. 2018.
От мирных переживаний авторы сборника вновь возвращают читателя к войне. В строки вплетены названия городов, о которых раньше и не знали вовсе. Познакомились с уже разрушенными, истерзанными, дымными и пылающими. Когда-то они станут другими — светлыми и беззаботными. Скорее бы…
«лето—время года бесконечное
в детстве: с пацанами днём на озере,
да толпой на электричке вечером
зайцами до Бучи или Ворзеля»
Геннадий Кацов
«Эмоции ушли на задний план,
всему своё—проклятьям, временам…
В остатке совесть, осознанье, едкий дым—
Чернигов, Харьков, Мариуполь… Победим!»
Гари Лайт
Дату под этими строками ставить не нужно — это наше настоящее, которое ни с чем не перепутать, как не перепутать строки моих соотечественников, россиян. Потерянных, переполненных болью и беспомощностью остановить ад на земле, который творит наша страна поэтов, в которых вина накрепко переплетена с бедой.
«Мне забыть бы на день один о войне
и моей вине,
что живу, дышу и не больно мне»
Нина Гейдэ
Этот сборник — не замерший миг нашего непростого времени, а его течение из прошлого в будущее с разных точек зрения, из разных стран: Украины, России, Казахстана, Израиля, Великобритании, Чехии, Канады, Португалии, Франции, Эстонии, Нидерландов, Азербайджана, США, Испании, Новой Зеландии, Германии и Японии. Но все произведения проникнуты единым убеждением: трепещущим живым творческим душам по силам вернуть в наш израненный войной мир утерянную гармонию. Слово исцеляет.